Коллекция, созданная за последние 20 лет, посредством приобретения работ старых голландских и фламандских мастеров на аукционах Christie` s, Sotheby's и др. Коллекция известна любителям искусства в Нидерландах, Австрии, Лихтенштейне, Швейцарии и России. Также MODUS VIVENDI впервые представила свою самую большую ценность — коллекцию цветочных натюрмортов голландских и фламандских мастеров XVII - начала XVIII века на выставке «ЦАРСТВО ФЛОРЫ. Цветочные композиции в картинах семьи Брейгелей и их современников. Полотна “старых мастеров” голландской и фламандской живописи из собрания арт-галереи Modus Vivendi (Москва)» в Риге летом 2012 года. Голландские и фламандские натюрморты с цветами всегда были в центре внимания коллекционеров, но ограниченное количество работ делает каждую из таких коллекций редкой и особенной.
Коллекция галереи в центральном зале
Голландские и фламандские живописцы XVII века первыми стали создавать натюрморты, как самостоятельный жанр, впоследствии, развив его во множестве разнообразных тем. Эпоха Золотого века Голландии — период наивысшего развития в истории этого жанра. Хотя в то время это называли по-другому, просто — завтрак или обеденный стол, охотничьи трофеи, ваза с цветами —в зависимости от группы предметов, которые художник решил написать.
Особый вид натюрморта — “ванитас” (лат.vanitas, букв. — “суета, тщеславие”) отражал мимолётность и тленность жизни, непременными элементами которого были череп, слабо мерцающая свеча и осыпающаяся роза. Прекрасные цветочные гирлянды могли быть обрамлением фигуральных композиций, создавая т.н. “картину в картине”.
Директор Латвийского национального художественного музея Мара Лаце
Особенно такой вид украшения предпочитался при создании композиции религиозного содержания, например, прославляя Богородицу или напоминая о тернистом пути Христа (гиацинт или колючая роза). Натюрморты, как никакой другой жанр, раскрывает двойственную природу вещей, то, что не всегда видимое является истинной сущностью предмета.
Уже в XVI веке Эразм Роттердамский утверждал, что любая вещь имеет два лица, которые не всегда схожи. Из работ таких и подобных философов можно также судить об общем восприятии жизни человека того времени и вместе с этим — о скрытом символизме натюрмортной живописи. Однако для современного зрителя этот мир уже частично скрыт, ведь один и тот же цветок, в зависимости от пожеланий заказчика или художника, мог иметь различное символическое толкование. Например, тюльпан мог символизировать мирское увлечение приходящими вещами, быть символом любви или отказа, а также только лишь изображением данного цветка, которое заказал себе на память селекционер. Однако независимо от скрытого смысла каждого произведения для зрителя любого поколения доступно наслаждение превосходной живописью.
Татьяна Каусова проводит экскурсию по экспозиции
Собрание MODUS VIVENDI может гордиться многими произведениями прославленного семейства Брейгель-Яна Брейгеля Младшего (Jan Breughel II, 1601-1678), его сына Яна Питера Брейгеля (Jan Pieter Brueghel, 1628-1664), Фердинанда Брейгеля (Ferdinand Brueghel 1637-ок.1662), а также их современников Гуальтериус Гисартса (Gualterus Gysaerts, 1649-1694) и Яна Филипа ван Тилена (Jan Philip van Thielen,1618-1667). Знакомство с работами фламандских мастеров натюрморта, особенно антверпенских художников, охватывает достаточно широкий промежуток времени, поскольку многие из мастеров, такие как Ян Баптист Босхарт (Jan Baptist Bosschaert II, 1667-1746), Гаспар Питер Вербрюгген Младший (Gaspar Pieter Verbruggen II, 1664-1730), Петер Кастелс III (Pieter Castells III, 1684-1749), братья Симон (1672-1737) и Питер (1678-1758) Хардиме работали и в начале XVIII века, время для которого была характерна высокая декоративность письма с более натуралистичной проработкой мелких деталей.
Голландских мастеров натюрморта представляют, работавшие в несколько другой манере утрехтская художница, иллюстратор ботаники Алида Витхоос (Alida Withos, 1659-1730) и художница из Гарлема - Якоба Мария Троост ван Никеле (Jacoba Maria van Nickelen, 1680/1700- 1749). Следует подчеркнуть, что работы женщин-живописцев XVII века чрезвычайно редки.
Руководитель музея Рижская Биржа Дайга Упенице
В собрании арт-галереи MODUS VIVENDI представлены также пейзажи, портреты, бытовой жанр, историческая и батальная живопись, создавая общее впечатление о Золотом веке и его мастерах. Нидерланды XVII века переживали резкий экономический подъём, который послужил хорошей почвой для роста заказов у мастеров Гильдии Святого Луки, в которую объединялись художники. Не отказываясь от работ с религиозными и историческими сюжетами, этот период более характерен обращением к мирской тематике, что выразилось в бесчисленных произведениях бытового жанра, начиная с галантных сцен и заканчивая сценками веселящихся крестьян.
Расцвет пейзажной живописи характерен акцентированием лиричности и красоты местных пейзажей. Заказывалось много портретов. Картины стали неотъемлемой частью интерьера не только в домах аристократов, но и у зажиточных торговцев. Спрос способствовал конкуренции и развитию талантов, появляется интерес общества, в результате чего история искусств пережила один из самых ярких периодов развития. Настолько же успешно в то время работали и фламандские мастера, работы самых знаменитых мастеров заказывали многие европейские дворы.
В коллекции представлены бытовые сцены с элементами натюрморта Питера де Блота (Peter de Blot, 1601-1658) и Флорис ван Схоотен (Floris van Schooten, 1580/1588-1656), картина религиозного жанра “Мистическое обручение Св. Екатерины” Эразма Квеллина Младшего (Erasmus Quellinus, 1607-1678), “Мужской портрет” Карела де Мора (Carel de Moor,1656-1738), интерьеры Петера Неффса Старшего (Peter Neefs,1578-1656/1661) и Петера Неффса Младшего (Peter Neefs, 1620- 1675),галантные сцены Кристофа ван дер Ламена, (Christoph van der Lamen,1606-1652) и Яна ван Кесселя, (Jan van Kessel, 1620-1661), пейзажи пасторального и итальянизирующего направления Питера ван Блумена (Peter van Bioemen, 1657-1720), Яна ван дер Бента (Jan van der Bent, 1650-1690) и Фредерика де Мушерона (Frederic de Moucheron, 1634-1686), бушующее море Людолфа Бакхейзена (Ludolf Backhuysen, 1631-1708), а также произведения многих других мастеров.
Открытие выставки состоялось 7 июня 2012 года, работа выставки продлится до 26.08.2012 по адресу Художественный музей Рижская Биржа, Домская площадь 6, Рига, Латвия.
Назад в раздел