Культурные проекты Dornbracht: “Беседы Dornbracht” в Музее Людвига в Кёльне
.
15 сентября 2008 года.
Изерлон/Кёльн
.
15 сентября 2008 г. в кинозале Музея Людвига в Кельне компания Dornbracht провела свое второе событие в рамках проекта Dornbracht Conversations - круглый стол на тему «IS DESIGN ART, IS ART DESIGN?» (Дизайн – это искусство? А искусство - это дизайн?).
.
Участники дискуссионного форума ответили на вопрос вечера анонимным “нет”, хотя определения и перспективы, связанные с “почему” и “как” сильно различались. Таким образом, вторая сессия “Бесед Dornbracht” предложила публике занимательную точку зрения на связи, а также четкие различия между такими дисциплинами, как искусство и дизайн. Dornbracht, на этот раз совместно с Обществом современного искусства (Gesellschaft für Moderne Kunst), провел свои “Беседы” в Музее Людвига в Кёльне, где с 28 июня по 21 сентября 2008 года проходила выставка “Das-kein-Henne-Ei-Problem” (Проблема-не-курицы-с-яйцом) Тобиаса Ребергера (Tobias Rehberger), спонсором которой и выступила компания Dornbracht.
.
Художник Тобиас Ребергер также был одним из участников круглого стола. Ребергер – скульптор и в настоящее время ректор Академии графических искусств (Hochschule für Bildende Künste); его работы представлены во всех мировых музеях первого ранга. К участию в форуме также удалось привлечь самого успешного современного немецкого промышленного дизайнера Константина Грчича (Konstantin Grcic). Многие из его объектов были отмечены самыми престижными наградами в мире дизайна и стали частью постоянных коллекций ведущих музеев дизайна (например, Музея современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке). Пространство между дизайном и искусством было заполнено Майком Мейре (Mike Meiré) – широко признанные проекты Мейре постоянно держат держат его в промежуточном состоянии между арт-директором, дизайнером и художником. В качестве одного примера таких проектов: Мейре работал с Dornbracht над созданием серии культурных проектов “Statements” и “Edges”, в рамках которых им были разработаны проекты “Farm Project” (Ферма) и “E-R-S” (Система-восстановления-энергии). В форуме также участвовал Харальд Фалкенберг (Harald Falckenberg), один из крупнейших коллекционеров современного искусства в Германии. Роль модератора была отведена Кате Боден (Katia Baudin), с мая 2008 года исполняющей обязанности директора Музея Людвига. В настоящий момент она работает над своей диссертацией по преодолению границы между искусством и дизайном.
.
После короткого приветственного слова Каспера Кёнига (Kasper König), директора Музея Людвига, и генерального директора Dornbracht Андреаса Дорнбрахта (Andreas Dornbracht) Катя Боден сразу же обратилась к главной теме, определив ее актуальность и осветив текущие выставки в Европе, а также работу в этом направлении со средствами массовой информации. Она начала дискуссию вопросом: “Где Вы видите границу между искусством и дизайном, Константин Грчич и Тобиас Ребергер?”
.
“Мне кажется, - начал Тобиас Ребергер, - это довольно просто, потому что для меня дизайн, как искусство, является всего лишь вопросом точки зрения. У каждой вещи, в зависимости от параметров ее использования, есть цель, или же ее нет. Я не думаю, что существует какая-то разница, которую необходимо определять извне. Это в большей степени касается того, как с ней обращаются. Она либо хороша как предмет искусства или как дизайн-объект. Слияния или растворения одного в другом для меня не существует”.
.
“Я считаю, что именно точка зрения и определяет разницу, - продолжил Константин Грчич. – Хотя я не считаю, что точка зрения на этот объект в процессе его создания: какова моя точка зрения, моя мотивация как созидателя? Хочу ли я разработать промышленный проект или создать произведение искусства? И то, и другое может привести к одному конечному результату, но иметь абсолютно разные коннотации. В творческом процессе существует еще более важное различие между искусством и дизайном: дизайнеры работают в контексте производства для определенного рынка с заранее определенной задачей в заданных рамках. Которые абсолютно необходимы для выполнения работы. Подобные “дополнительные условия”, в принципе, не существуют”.
.
Модератор Катя Боден ухватилась за обсуждение как за возможность четко разделить две дисциплины, в этот момент возник вопрос об авторском праве как отличительном элементе в этом дискурсе. “В дизайне, - сказал Грчич, - вопрос об авторстве более важен, чем в искусстве. Никто не посмеет заимствовать у другого”. Для Харальда Фалкенберга важно, что именно авторство и является отличием между искусством и дизайном. “Искусство, - сказал по этому поводу Фалкенберг, - самостоятельно, дизайн – это работа по заданию. И именно в этой форме так называемого “дизайнерского искусства” в настоящее время происходит переход от чистого дизайна к искусству. Именно в этом дизайн пытается стать столь же самостоятельным. Я против этого”.
.
Майк Мейре, напротив, придерживается более компромиссной точки зрения, не только в рамках этой дискуссии или в разделении дизайна и искусства, но также и во всех прочих дисциплинах. Он никогда не стремился быть только дизайнером, только художником или только арт-директором. Его всегда интересовал лишь сам предмет, который мог в определенный момент превратиться в журнал, или в каркас чего-либо, или в инсталляцию типа проекта “Ферма”. Взаимосвязанность дисциплин всегда была данностью. “И сегодня, - продолжает Мейре, - это феномен, который мы наблюдаем везде, вещи перетекают из одной в другую, образуя точки пересечения. Дизайн и искусство стали факторами, определяющими стиль жизни, и, мне кажется, достаточно увлекательно прочувствовать DJ-культуру и опробовать на вкус дизайн и искусство. Для меня эти дисциплины равноценны”.
.
Основываясь на объяснении Майка Мейре об отсутствии определяющей формы образования дизайнера или художника, Катя Боден пришла к одному из своих центральных тезисов о том, что крайне важно, чтобы во время образовательного процесса у человека сформировалось четкое представление о себе как о художнике или дизайнере. По ее мнению, дисциплинарная открытость Мейре только подстверждает верность этого тезиса, как и то, что потом сказали Тобиас Ребергер и Константин Грчич. По словам Ребергера, образование было для него укрытием: “… не было ни правильного, ни неправильного. Но в той же мере не было никакой гарантии, что в конечном итоге я стану художником. Никто не может научиться искусству”. Напротив, Грчич отметил, “что обучение дизайнеров происходит в более техничной манере”: “дизайн-объекты намного более просто поддаются измерению, чем произведения искусства: для кого вы делаете вещь, так ли она работает, из какого материала она сделана, какова ее структура”. В какой-то момент человек отрывается от этих основ и начинает создавать оригинальные дизайнерские вещи. Но вы никогда не поспорите с тем. Как должен создаваться стул. В этом смысле образование играет очень важную роль в формировании дизайнера.
.
Согласно Боден, кажется что, в современном всеобъемлющем понятии “дизайнерского искусства” и огромной выставочной культуре в сфере дизайна, многим хотелось бы, чтобы понятие идентичности пропало. Но достаточно ли одной выставочной культуры для того, чтобы трансформировать дизайн в искусство?
.
Константин Грчич отвечает четким “нет”. “Дизайн не становится искусством просто потому, что его показывают на выставках. Любая выставка это только платформа, немного отличающаяся от шоу-рума. Дизайн останется дизайном. И эти уникальные в своем роде объекты, которые стали такими значимыми сегодня и которые приносят невероятную прибыль, всегда были повсюду, но для испытания осуществимости, чтобы что-то испробовать или для того, чтобы развить концепцию продукта. Теперь эти единственные в своем роде объекты, отделившиеся от рынка и больше не являющиеся самими собой, используются лишь для привлечения прибыли. Как мне кажется, это плохое развитие”.
.
После открытия дискуссионной сессии были высказаны довольно интересные мнения. Так, на вопрос, заданный Харальдом Фалкенбергом и Тобиасом Ребергером: “Может ли искусство быть удобным?”, был дан анонимный ответ “нет”. Дизайну, тем не менее, это совершенного дозволено. Или мнение о том,, что всегда были те, кто стирает границы, настаивая на том, что искусство и дизайн обладают равными полномочиями по созданию работ высокого качества, и что у этой дискуссии есть богатая история, которая должна быть освещена, например реди-мейды Марселя Дюшана (Marcel Duchamp). Французский художник извлек предметы повседневного использования из их контекста и провозгласил их предметами искусства.
Часть № 2. Продолжение.
Назад в раздел