"Мы не работаем на производителей оружия, крепкого алкоголя или табака, мы не работаем в сфере религии и не работаем с теми, кто использует деньги из сомнительных источников, — что становится все более и более сложным..." Такое заявление звучало бы, по меньшей мере, странно в мире, где объемы производств табачных кампаний с каждым годом только увеличиваются, оружейные заводы обгоняют друг друга в выполнении госзаказа, а сомнительные источники получения средств - чуть ли не узаконенный факт. Оно звучало бы странно, если бы не принадлежало Филиппу Старку — человеку, изменившему своими проектами мир и жизнь каждого отдельного потребителя своего творчества.
Пожалуй, не осталось ни одного закоулка индустрии потребления, в который Старк еще не заглядывал и не переосмысливал по-своему. Все — от зубной щетки до телевизионного пульта, от соковыжималки, до автомобиля — стало предметом экспериментов мастера. При этом Старк играет с человеческими ассоциациями и воображением, подобно Сальвадору Дали. Например, о своем стуле "Мисс Трип" дизайнер говорит, что купить его — значит купить вместе с ним "запах кофе с молоком и собственную маму в придачу". Можно сказать, что Старк "играет" в вещи, не награждая их при этом агрессивным или злым зарядом, очеловечивая их, пряча в них загадку или знак (чаще - и то и другое сразу), подбивая на осмысление. Но старковская загадка - не более чем простая, но от того не менее действенная приманка, предполагающая нахождение отгадки. Первым опытом Старка в области дизайна интерьеров стало декорирование двух парижских клубов, где собирались знаменитости — "La Main Bleue" (1976) и "Les Bains-Douches" (1978). Это принесло дизайнеру славу декоратора-революционера и удачного, а главное — создающего моду экспериментатора.
Но на весь мир имя Старка прогремело в 1982 году, когда он получает заказ на оформление внутреннего дизайна апартаментов президента Миттерана в Елисейском дворце в Париже. После этого были проекты клубов, ресторанов и гостиниц в Токио ("Cafe Manin"), Нью-Йорке ("Royalton"), Мадриде("Teatriz"), Париже, Москве ("BON"), офисных зданий в Японии, проект музея в Нидерландах и даже целой улицы (Rue Starck) во французской столице. Филипп Старк находится в том положении, что может не только отказываться от заказов, не оглядываясь на деньги, но и работать, не противореча своей философии. Для этого он создал компанию "Starck Product" (впоследствии, "Ubic"), которая выпускает вещи под его именем. При этом, Старк не только проводит очень демократичную ценовую политику на продукцию компании — он осознанно делает ее массовой. Был даже выпущен каталог дешевых, практичных и экологически безвредных вещей "Хорошие продукты от Старка" ("Good Goods by Starck").
Классика от Старка — это зубные щетки в форме пламени 1989 года и соковыжималка Juicy Salif 1990 года, которая пригодна скорее для украшения полки на кухне, чем для использования по прямому назначению. При этом нельзя забывать, что Старк — один из самых высокооплачиваемых дизайнеров мира, из-под карандаша которого вышли проекты багажных сумок для Louis Vuitton, светильников для компании FLOS, кухонных принадлежностей для Alessi, яхты для Beneteau, телевизоры и пульты к ним для Thomson (пульты впоследствии пришлось снять с производства из-за фаллической формы). "Но — как пишет Марина Колдобская — главный продукт Филиппа Старка — это имя Филиппа Старка". Как писал он сам: "Христофор Колумб не открыл Америку, потому что не дал ей своего имени".
Автор: Алексей Тирахов
Официальный сайт: www.starck.com